- Катулл
- Гай Валерий, род. в 87 или 84 до н. э. в Вероне, ум. ок. 54 до н. э., рим. лирик, выходец из состоятельной семьи, жил в Риме, являвшемся в то время центром сравнимого с богемой круга рим. поэтов, поддерживавших между собой дружеские отношения и ведших своеобразный беспечный и легкомысл. образ жизни; самый значительный из неотериков. Его творч. наследие насчитывает 116 стихотворений: с 1 по 60 — небольшие, написанные лирич. стихом; с 61 по 68 — более значительные по размеру, т. н. эллинистич. стихотворения, подражания александрийским поэтам (64 — небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды; 66 — перевод стихотворения Каллимаха, посвящ. волосам Береники); с 69 по 116 — эпиграммы, написанные элегич. дистихом. Произведения К. воздавали хвалу друзьям и их деяниям, посвящались жизненным впечатлениям и размышлениям самого автора, смерти безвременно ушедшего из жизни на чужбине брата поэта, злободневным тревогам (язвительные ямбы, направл. против Цезаря и его сторонников, в частности против офицера Маммуры). Особой известностью и популярностью пользовались любовные стихотворения К., полные страсти и поэтич. выразительности и представлявшие собой историю пережитой поэтом любви к Клодии (воспетой К. под именем Лесбии), прекрасной, но легкомысл. замужней сестре народного трибуна Клодия. Стихотворения, повествующие о счастливых минутах, ревности, размолвке, примирении и окончательном разрыве, являются единствен, в своем роде в рим. литературе. Превосходно также лат. подражание К. Сапфо. Естественность и свежесть языка, подлинное и страстное чувство, нежность и в то же время язвительность, острота и непримиримость полемич. напора неразрывно связаны в произведениях К. с художеств, формой эллинистич. искусства. Творчество К. оказало определ. влияние на Лессинга, Мёрике и других. Некоторые из его стихотворений переложены К. Орфом на музыку («Catulli сагmina»).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.